Будем как дети

Журнал «Промышленник России» г. Москва январь 2013 г. Интервью с профессором, заслуженным врачом РФ, действительным членом РАЕН, Натальей Толоконской

Кризис отечественной медицины и педагогики, а также неоднозначный опыт реформирования этих отраслей успели стать притчей во языцех. Разброс общественного мнения от неуёмного восторга до беспросветного фатализма не вносит ясности и лишь усугубляет проблемы. Однако отчаиваться не стоит, ведь ещё Сократ заметил, что самое трудное искусство жизни – это искусство учить, искусство лечить и искусство судить людей.

Толоконская Наталья Петровна, доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН, заслуженный врач РФ. Опыт учёного, педагога и врача с 1977 по 2012 г. в Новосибирском государственном медицинском университете. Автор уникальной системы врачевания, основанной на лучших традициях классической медицины. Инициатор создания и с 2006 г. президент РОО «Институт Человека». С 2012 г. – организатор, вдохновитель и научный руководитель Института Общей Врачебной Практики: инновационные технологии образования в медицине – формирование нового мышления и эффективных отношений во имя плодотворного долголетия (в творческом сотрудничестве с СибГМУ, Томск).

 

– Наталья Петровна, каковы основные идеи гуманной педагогики и механизмы их реализации?

– Фундаментальная педагогическая технология актуальна для любой специальности, и сегодня речь действительно идёт о большой потребности её превращения в инновационный, легко тиражируемый программный продукт. Речь идёт о преемственности в передаче знаний, о формировании общих компетенций, которые так красочно прописаны в новых образовательных стандартах: системном мышлении, умении видеть масштабно, анализировать и находить взаимосвязи, быть способным и готовым к самосовершенствованию (цитирую стандарт специальности «лечебное дело»!). На обыденном уровне это проявляется как верная реакция на любое событие, будь то простуда у ребёнка или производственное совещание.

Сущность этого навыка можно сформировать уже на уровне среднего и даже начального образования. Это моя мечта, и уже 10 лет назад я, как попечитель Детского фонда предлагала программу «Формирование здоровья ребёнка как результат обучения в начальной школе». В ней предложено рассматривать здоровье не как сумму физических параметров, а как творческое, гармоническое, самостоятельное и радостное развитие. Картинка, созданная в детстве, легче даётся и реализуется. Становясь взрослыми, мы теряем природные навыки самоорганизации и самоопределения.

– Как же взрослому восстановить утраченные способности к самоисцелению?

– Медицина может восстановить способность строить свою жизнь и самому принимать решения. Каждый случай больного человека условно определяется названием какой-то болезни, но это лишь внешне схожие следствия разных причин, которые могут быть разделены годами. Каждый рядовой врач должен уметь сразу увидеть эти причины – это и есть клиническое мышление, системное, позитивное и проектное. Анализируя причинноследственные связи, понимаешь главное – что проблемы надо решать на более глубоком уровне, чем тот, на котором они проявляются.

Однако у нас в масштабах государства эта способность утеряна до той степени, которая для меня как человека и гражданина выглядит катастрофической. И не только в отношении медицины. В разных сферах происходит одно и то же: потерялась та главная ниточка, которая подтягивает резервы. За спиной опытного руководителя редко стоят молодые люди, ценность которых в масштабе мышления и способности действовать по внутреннему побуждению.

все события
Март
2023/2024/2025
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31