– Приложима ли такая модель отношений к жизни компаний?

– Надеюсь, что да. В своих проектах я стремлюсь создать такую команду, которая работает как муравейник или улей, – не надо лишних слов, все функции распределены, всё подчинено общей цели. Приглашая врачей к обучению и сотрудничеству, всё больше ценю встречу с молодыми людьми с чистым сознанием, которые ещё не стали винтиком в чужом сценарии и открыты к переменам. Если у сотрудника есть внутреннее желание развиваться, он принесёт много пользы общему делу. В таких компаниях возрождается истинный смысл слова «лидер» – человек, благодаря которому строится дело.

Всё зависит от людей, и это прекрасно видно на примере медицины. Представим на минутку, что в стране все больницы новые и идеально оборудованные. Однако пока не будет врачей, готовых мыслить в русле профилактической медицины, задача по её созданию не будет решена. А ведь именно обретение медициной здравоохранительного характера обозначено приоритетным направлением нового проекта развития медицинской науки до 2025 года, обсуждаемого сейчас РАН, РАМН и Министерством здравоохранения.

– Насколько реалистична эта задача?

– Создать профилактическую медицину возможно, если появятся врачи, готовые легко, спокойно и с радостью принять самостоятельное решение о том, что возможно исцеление даже самых сложных больных. Врачи, готовые строить долгосрочные отношения с больными и поддерживать их каждый шаг к выздоровлению. Как врач и педагог с опытом, я точно знаю, что даже один год – это достаточный срок, чтобы увидеть значительное улучшение здоровья, повысить запас внутренних сил человека. Я оптимист, но не тот, который живёт мечтами, а тот, который осознаёт, насколько высока вероятность быстрых системных перемен к лучшему при условии, что мы объединимся вокруг общей задачи и сдвинем фокус внимания на развитие личности на всех уровнях образования.

Они приходят совершенно разными, студенты – в университеты, врачи – в медицину. Как и в школе, их продолжают оценивать, приклеивать ярлыки, большинство из них очень быстро подчиняется формальным ограничениям. Но среди них всегда есть сильные натуры, которые служат нам всем напоминанием о том, что талант, высокий потенциал заложены в каждом, просто не проявились в полной мере. Точно так и со сложными больными. Если одному человеку из миллиона удалось излечиться от рака или СПИДа, значит, существует природный механизм, и мы хотим знать, как его воспроизвести.

Для этого врачу надо самому быть сведущим в искусстве жить. Институт Общей Врачебной Практики – это наш ответ нашему учителю академику Влаилю Петровичу Казначееву. Он из тех мастеров, мудрецов, в которых живёт потребность задаваться вопросами о сущности самой жизни. Их мысль опережает время, с их философией веками сверяется жизнь. Это наш выбор – сделать серьёзный шаг к позитивным переменам. Это некая точка интеграции, где могли бы объединиться свободно мыслящие профессионалы. Мы набираем свой ценный опыт: в прошлом году была реализована программа «Школа Интернов», сейчас – «Развитие профессиональных компетенций врача». Мы погружаем участников в творческую атмосферу, занимаемся два раза в месяц, регулярно приглашаем успешных талантливых людей из разных сфер жизни.

– Уже есть результаты, которые можно оценить?

– Наш главный результат – то, как быстро меняется сознание человека. Обретается внутренняя свобода, укрепляется ответственность, и очень радостно наблюдать это и во врачах, и в пациентах. Если дать врачам побыть в такой среде, атмосфере творчества год-два, они совершенно по-другому чувствуют и ведут себя: по доброй воле спокойно берутся за сложных пациентов, строят с ними долгосрочные отношения с позиций здоровья, используют навыки системного анализа, индивидуально трактуют каждый клинический факт, открывают для себя уникальные технологии причинной терапии.

– Можно ли применить этот опыт в других сферах?

– Безусловно, ведь в его основе лежат универсальные идеи и ценности. Проблемы тоже схожие. Продолжим аналогию: представим себе, что есть некий пациент, преисполненный решимости выздороветь, и молодой бизнесмен, который так же горит своей идеей. Проект готов, цели намечены, приходится двигаться в бюрократические инстанции: поликлинику и городскую администрацию, и здесь они вступают на путь, по сравнению с которым собственные проблемы кажутся ничтожными.

Вместо совместного поиска решений накапливается огромное сопротивление, плохое отношение при внешней вежливости, нежелание услышать, отсутствие внутреннего интереса – к сожалению, бюрократическая система уникальна в своей солидарности в плохом, тогда как добро рассеивается в ней почти без следа. Сегодня государству нужны люди с новым мышлением, поэтому именно образование – главный ключ к системным изменениям в России. Понятие «образование» мне всегда хочется развить до «образования жизни», которое построено на хороших глубоких отношениях и для меня как учёного означает прямое продолжение идеи симбиоза. Человеку дано испытать это счастье в уникальных формах социальной жизни. Культура – это высшее воплощение природной красоты, единый поток, это порождение отношений между людьми, и талант врача и педагога в ней столь же велик и ценен, как талант художника или композитора.

– Наталья Петровна, вы, кроме всего прочего, ещё и сертифицированный коуч. Чем вас привлекла идея коучинга?

– Сегодня в деловой среде уже становится общепринятым фактом, что показатели прибыльности, традиционно используемые в оценке деятельности, ценности и успешности предприятия, оказываются совершенно неадекватными при определении стратегий и путей реализации планов на будущее. Растёт осознание главной идеи – успешной внутренней трансформации бизнеса на основе творческого самостоятельного развития личности. Коучинг – одна из современных интерактивных технологий развития персонала, которую высшей школе предстоит заимствовать из бизнесобразования, так как запрос бизнеса становится всё более понятным и конкретным.

Люди, имевшие ясное видение цели, заинтересовались коучингом как универсальной технологией успеха. Совмещение высоких принципов гуманной педагогики с инструментарием коучинга на практике позволяет достигать быстрых и впечатляющих результатов. Можно говорить о новом менеджменте кадров, который гораздо эффективнее принципа управления по инструкции. Есть много определений коучинга, но главное и самое короткое из них – это отношения. И здесь открывается тайна – если человек освоил искусство коучинга, он изменился сам, стал другим его образ мышления и поведения, благодаря чему отношения с другими становятся эффективнымидля обеих сторон, а сфера деятельности может быть любая. Если коуч владеет искусством отношений, в которых атмосфера доверия сочетается с искренним интересом, глубинным слушанием, умением задавать открытые вопросы, то всё это быстро подвигает человека к самораскрытию.

Мне никто не говорил о коучинге, я искала его сама, в книгах, в людях! От этого зависело, как сложится моя жизнь дальше. По мере того, как складывалась моя цельная авторская система врачевания, всё острее ощущалось, что передать её другому человеку почти невозможно. Можно только самому открыть в себе: врачу – профессиональное мастерство, а пациенту – силу самоисцеления. Тогда кто я для них, чтобы подвигать к этому, какова зона моей компетентности и ответственности? Коучинг стал ответом на этот вопрос.

все события
Сентябрь
2020/2021/2022
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30