— Уже не вызывает сомнения тот факт, что каждая болезнь имеет психологическую подоплёку…

— Раньше можно было говорить, что все болезни из детства. Теперь понятно, что их причины таятся далеко за пределами жизни человека: ослабленная с рождения конституция как следствие низкого уровня здоровья родителей, а стало быть, сниженная способность организма эффективно справляться с внутренними проблемами, уязвимость от воздействия любого ничтожного фактора, да еще жесткий пресс негативных влияний среды с детства.

В целостном образе здоровья три уровня — физический, эмоциональный, ментальный. Чем глубже общая болезнь человека, тем более изменен ментальный уровень организма. Серьезные болезни берут свое начало именно здесь, поэтому и возвращение к здоровью возможно благодаря внутренней трансформации на уровне сознания человека. А разрешительным условием для таких изменений становится полное освобождение от негативных эмоций, наполнение радостью. С этого начинается внутренняя свобода и самостоятельность человека, поэтому главная точка приложения причинной терапии — на уровне чувств. Так приходит мудрость, которая звучит лучшим напутствием жизни: «Не пытайтесь уничтожать зло; приумножайте добро. Не вступайте в борьбу с телом; совершенствуйте сознание. Не стремитесь искоренить порок; будьте верным добродетели». Это цитата из книги «Самораскрытие» известного просветителя Мэнли П. Холла. Дети — наши духовные учителя.

— Что, по-вашему, главное в воспитании ребёнка?

— Пока дети живут сердцем, принимать им все хорошее, расти, развиваться так же легко, как дышать воздухом. И, если мы подарим малышам как можно больше радости, они вырастут удачливыми и здоровыми. Слава богу, нам, взрослым, дается возможность созерцать лучший образец целостного, гармоничного проявления жизни в ребенке, который приходит в этот мир как совершенное произведение природы, рождается «мудрее премудрого царя», имея прочную, надёжную эволюционную программу развития. Он обладает несравненной, естественной впечатлительностью натуры, всем своим существом демонстрирует дар целостного, неискажённого восприятия мира, умение созерцать, с лёгкостью овладевать любой информацией. Если мы видим радость в глазах ребёнка, живость и искренность его реакций, неутомимую жажду познания — значит, перед нами счастливый, здоровый ребёнок. Мы хотим знать, с чего начинается здоровье, — с любознательности — живого интереса к окружающему миру, явлениям, людям, ко всему, что может дать новые впечатления, с внутренней заинтересованности в получении новых знаний, с открытости души миру.

Суть воспитания проста: детям нужна любовь. Люди только-только начинают постигать суть тонких взаимосвязей живых существ и биоинформационных потоков. Современная наука показывает, что самыми опасными токсинами для организма являются негативные эмоции, порожденные грубым словом, обидой, страхом. Мгновенно меняется вся биохимия жизни, создается почва для серьезных болезней. Так трудно ли догадаться, как оберегать здоровье? Представьте себе, что вам постоянно ставят ограничения, запреты, разговаривают с вами на повышенных тонах, не оценивают ваших достижений… Сколько бы вы продержались в таком состоянии? А ребёнок каждый раз прощает, хранит свою чистоту и доброжелательность по отношению к взрослым, но теряет здоровье. Мы так ценим свою свободу, так почему же устанавливаем жёсткие правила и не позволяем ребёнку принимать даже самые простые самостоятельные решения? Настоящая любовь проявляет себя в интонациях, терпении, понимании, поступках, доверии, она излучается без слов. Дети это тонко чувствуют.

— Зачастую родители и учителя стремятся во что бы то ни стало угомонить особо активных детей, ярко проявляющих свою личность. Таких детей считают неудобными…

— В любом движении ребёнка видна сила его внутреннего сценария жизни. Принять ребенка целиком, без оценок, понять, уметь смолчать в самую первую минуту после его поступка — на это любой ребенок очень быстро отвечает благодарностью и уважением. За неординарностью, неподчинением детей всегда стоит большая жизненная сила и талант. Жесткое подавление инициативы и самостоятельности в детстве обернется тем, что, будучи уже взрослым, человек с легкостью примет на себя роль раба, бессловесной жертвы. Оглянитесь, разве не так вокруг? Есть беспроигрышный метод справиться с гиперактивными, неуправляемыми детьми, — это вовлечь их в сердечные отношения и увлекательные дела, все время говорить с ними о хорошем. А еще лучше молчать и слушать, улавливая интонации чувств таких детей. А иначе на кого нам рассчитывать дальше в своей жизни? С точки зрения медицины, в любой яркой реакции ребенка — крике, слезах, температуре, кожной сыпи — его спасение, освобождение, утверждение своей натуры. И, если его лишить проявлений внутренней свободы, тогда незаметно подступит сложная болезнь — потеря осанки, плохая память, снижение зрения, минимум желаний и чувств. И вот уже перед нами потерянный, безвольный человек…

— Следует ли из этого, что все действия ребёнка надо признавать успешными?

— Думаю, лучшим ответом на этот вопрос будет знакомство с принципами известного американского доктора Милтона Эриксона, чье мастерство помощи людям построено на великом оптимизме и доверии. Его принципы гласят: все люди хороши такими, какие они есть; они всегда осуществляют лучший для себя на данный момент выбор; в основе каждого поступка лежат позитивные намерения. Сама жизнь — это настрой на успех, если этому дать проявиться. Нет ошибок, есть опыт, и он ценен только тем, что он личный и что из него можно извлечь максимальную для себя пользу! Любой ребёнок — личность, которая раскрывается, как цветок, в атмосфере любви, заботы, восхищения и доверия. Ребенок питает свое здоровье радостью, которая произрастает из внутреннего осознания важности и завершенности своих детских дел.

— А если мы замечаем, что ребёнок всё больше сторонится людей, избегает каких-то поручений, а в его глазах чаще отражается страх, чем радость?

— Тогда остается надежда на то, что в окружении ребенка найдутся люди, которые по внутреннему побуждению проявят искренний интерес к его жизни, и чаще это могут быть не родители. Причина и следствие всегда разведены во времени, как правило, на десятилетия. Так и привычка настоящих отношений в детстве послужит причиной сокращения числа инфарктов, инсультов, заболеваний раком. Вот что значит задать тон всей жизни в ее истоках!

— Вероятно, в этом и заключается основное назначение возглавляемого вами Института Человека?

— Мне посчастливилось жить в одно время и встретиться с необыкновенным человеком, академиком Влаилем Петровичем Казначеевым, предназначение которого — соединять мудрость веков в целостном образе Человека, творчески развивать идеи движения Человека к совершенству, здоровью, красоте. Врач, ученый, философ… Все созданное им по праву называется наукой человековедения. Когда готов ученик, тогда и приходит учитель, — гласит восточная мудрость. Наверное, так случилось со мной, и это многое изменило в моей жизни. Наши цели, мировидение раскрывают для нас новые горизонты знаний, делают нас восприимчивыми к ним, и тогда появляется возможность стать преемниками таких редких людей в самом искусстве жить, лучших традициях медицины, мастерстве созидать добро. Институт Человека создан в 2006 году. Влаиль Петрович и сейчас в свои 88 лет творит, пишет удивительные книги, стихи. Мы так и назвали основной проект: «Наследие академика В.П. Казначеева — в дар современникам». Институт призван сплачивать людей в едином видении своей культуры, образования, здравоохранения.

все события
Июль
2020/2021/2022
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31